В пятницу, 4 декабря, делегация депутатов Калининградской областной Думы, включая руководителей фракций и комитетов, посетила с ознакомительным визитом региональный Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Народных избранников принимали заместитель председателя правительства Максим Федосеев и и.о. гендиректора Фонда Наталья Гришаточкина.
После доклада о предварительных итогах реализации программы капремонта в 2015 году и планах на 2016 год, народными избранниками были заданы вопросы руководству Фонда, большинство из которых отличались конкретикой и касались практической реализации программы: каким образом происходит и контролируется доставка квитанций, по каким критериям была выбрана обслуживающая «общий котёл» кредитная организация, имеют ли право «спецсчётчики» сами печатать квитанции, или обязательно нужно заключать договор со сторонними организациями и платить им деньги, сколько средств собрали с собственников за два месяца начисления платежей и др.?
Как пояснила и.о. гендиректора Фонда, доставщик выбирался на основании конкурсных процедур. Контроль ведётся на основе обратной связи, поступающей от граждан, причём, как показал недавний инцидент с выбросом квитанций недалеко от мемориала в Медведевке, довольно оперативно.
«Мы обязали доставщика исполнить услугу по доставке квитанций и выставили претензии, которые уже были оплачены. Компания провела внутреннее расследование, уволила работника, который так поступил, и направила материалы в правоохранительные органы», - сообщила Наталья Гришаточкина.
Что касается кредитной организации, то одними из главных критериев было наличие сети терминалов для приёма оплаты во всех муниципальных образованиях и возможность беспроцентной оплаты взносов в представительствах и терминалах данной организации. Поэтому победил АО «Газпромбанк», который предложил самые выгодные и удобные для граждан условия. В частности, компания предоставила возможность беспроцентной оплаты взносов не только через сеть своих представительств и терминалов, которая в ближайшее время увеличится, но и в отделениях Почты России.
В случае с собственниками, которые копят средства на спецсчёте дома, можно на общем собрании принять решение о самостоятельном сборе средств и назначении ответственного за этот процесс лица. При этом квитанции позволяется распечатать просто на домашнем принтере, или от руки заполнить платёжное поручение в банке. Это особенно удобно, например, для ТСЖ с небольшим числом членов. Главное, чтобы в установленные сроки на счёте дома скопился минимум средств, необходимых для проведения ремонтных работ согласно программе.
Говоря о собранных средствах, было отмечено, что жители Калининградской области проявили очень высокий уровень ответственности за своё имущество. За первый месяц было собрано свыше 50% начислений, в то время как в других субъектах России этот показатель в среднем варьировался в пределах 20%. Во второй месяц в абсолютном выражении общий объём платежей вырос на 40% и составил 35 млн рублей, что говорит о положительной динамике.
В ходе встречи не обошлось и без разъяснения азов федерального законодательства. В частности, прозвучал вопрос о том, почему граждане должны платить обязательные взносы на капремонт, если не заключен соответствующий договор с Фондом.
«Согласно Жилищному Кодексу России, 181 статья которого напрямую регулирует отношения регионального оператора и собственников, такой договор заключать не требуется», - прокомментировала Наталья Гришаточкина. Аналогичные разъяснения давал в октябре заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис.
Во время визита в Фонд у депутатов возникло предложение о том, что необходимо создать детализированную систему обратной связи с собственниками жилья, которая позволила бы оценивать качество выполняемых ремонтных работ и ранжировать компании по этому критерию. Вдобавок к тому, что жители и так непосредственно участвуют в подготовке конкурсной документации и финальной приёмке, это позволило бы усилить гражданский контроль за реализацией программы.
«Идея очень интересная. Для нас при таком большом количестве объектов очень важно знать, как подрядчик выполняет работы, насколько результат нравится жильцам. Причём речь идёт не только о качестве, но и самой организации трудовой деятельности. Одно дело, когда рабочие приветливы, опрятны, одеты в униформу, выполняют ремонт аккуратно, и совсем другое, когда кругом валяется мусор, не созданы условия для безопасности рабочих и жильцов. Понятно, что к каждому объекту не приставишь контролёра, поэтому крайне важно знать мнение собственников. Поэтому будет разработана единая форма анкеты, в которой каждый житель сможет высказать своё отношение. Мною было дано соответствующее поручение», - подчеркнул Максим Федосеев.