На днях Национальным агентством финансовых исследований представлены результаты третьего этапа общероссийского социологического исследования по теме «Качество жилищно-коммунальных услуг», проведенного в августе 2015 года по заказу государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
В опросе приняли участие 1 600 жителей населенных пунктов 46 субъектов Российской Федерации.
В ходе проведения данного исследования особое внимание было уделено отдельному изучению оценки респондентами качества коммунальных и жилищных услуг.
Как показывает анализ результатов данного исследования, 73% опрошенных считают главной проблемой в сфере ЖКХ высокие тарифы на коммунальные услуги, а 67% - высокие тарифы на жилищные услуги. Также одной из важных проблем, по мнению значительной части опрошенных (36%), является обветшание жилого фонда.
60% респондентов удовлетворительно оценивают качество жилищных услуг, 35% опрошенных поставили неудовлетворительные оценки. При этом 31% респондентов отмечает низкое качество работ по текущему ремонту их дома, а 47% - по капитальному. Больше других склонны оценивать качество услуг как неудовлетворительное жители городов-миллионников и средних городов (100-500 тыс.).
Большая часть респондентов (62%) считает, что качество жилищных услуг за последний год не изменилось. Улучшение отметили только 25% респондентов.
Удовлетворительно оценивают качество коммунальных услуг 62% опрошенных, тогда как 22% респондентов поставили неудовлетворительные оценки. При этом, согласно результатам исследования, повышенный уровень недовольства качеством коммунальных услуг наблюдается в сельской местности, где участники исследования высказывают жалобы на водоснабжение, электроснабжение и газоснабжение.
64% опрошенных считают, что за последний год качество коммунальных услуг существенно не изменилось, а позитивные изменения отметили 19% респондентов.
Свыше половины респондентов (53%) считают, что размер платежей за ЖКУ рассчитывается правильно, однако та часть опрошенных, которая не придерживается этой точки зрения, объясняет это несоответствием качества услуг их цене (56%), непрозрачностью порядка их расчета (43%), возможность «приписок» при расчете стоимости жилищно-коммунальных услуг (39%).
Необходимо также отметить, что расчет суммы на капитальный ремонт неправильным признавали 52% респондентов.
В проведенном исследовании отдельное внимание также было уделено вопросам, связанным с повышением платежной дисциплины собственников жилья, а именно ужесточением требований к оплате жилищно-коммунальных услуг.
С мая по августа 2015 года значительно выросла доля респондентов, поддерживающих введение штрафа за вмешательство в работу приборов учета потребления ресурсов (с 54% до 65%).
Однако подавляющая часть респондентов (74%) по-прежнему не поддерживает предложение о повышении штрафов за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг. Доля противников введения данной меры выше всего среди респондентов в городах с населением от 100 до 500 тыс. человек (82%), существенно ниже – среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга (58%).
Анализ результатов исследования показывает, что более половины опрошенных (53%) по-прежнему не поддерживает повышение уровня коммунальных платежей для собственников, не установивших приборы учета потребления коммунальных ресурсов. Чаще остальных с этой мерой не согласны жители городов-миллионников (59%).
Общероссийское социологическое исследование по теме «Качество жилищно-коммунальных услуг».
Управление по связям с общественностью ГК ФСР ЖКХ